Главная / Афиша / Солисты / Чарльз Найдик
Чарльз Найдик

Чарльз Найдик (кларнет) , США

 

Чарльз Найдик - уроженец Нью-Йорка русско-греческого происхождения - получил первые уроки игры на кларнете у отца, а первые уроки игры на фортепиано у матери. Кумирами молодого музыканта были Фриц Крейслер, Артур Шнабель и другие скрипачи и пианисты, но не кларнетисты. Однако со временем кларнет занял главное место в его жизни, и он продолжил занятия со знаменитым педагогом Леоном Руссияновым. Довольно рано добившись исполнительского успеха, он, тем не менее, предпочел музыкальному образованию учебу по антропологии в Йельском университете, который с отличием окончил. Но затем, став в 1975 году первым американцем, получившим стипендию Фулбрайт для учебы в Советском Союзе, он поступил в Московскую государственную консерваторию, где занимался у Бориса Дикова и Кирилла Виноградова.

В 1985 году Найдик впервые истории кларнетового исполнительства выиграл Конкурс Вальтера В. Наумбурга и был признан ведущим солистом-кларнетистом своего поколения. Впоследствии он учился в Истманской школе музыки и в это время присоединился к Нью-Йоркскому Квинтету Вудвинд, с которым выступает и ныне.

Найдик обладатель нескольких престижных европейских музыкальных премий, таких как Первая премия на Международном конкурсе в Мюнхене, спонсируемом немецкой телевизионной сетью ARD (1982 год), премии на Международных конкурсах в Женеве и Париже.

Сегодня Чарльз Найдик всемирно известен как уникальный виртуоз игры на кларнете. Он, отличающийся интонациями завораживающей красоты и обладающий великолепной техникой, снискал единодушные блестящие отзывы критиков и друзей-музыкантов, как в Соединенных Штатах Америки, так и за рубежом. Музыкальные способности, такие же разнообразные как у Моцарта и Эллиотта Картера, позволили Найдику завоевать уникальное место среди кларнетистов. По мнению «Ве Нью-Йоркер»: «Он является удивительным артистом, мастером игры на своем инструменте. Однако, он еще и интерпретатор, который заставляет слушателей ловить каждую свою фразу».

В сезоне 2008-2009 годов Найдик, любимец нью-йоркской публики, имел важные ангажементы в этом городе. Он выступил в Нью-Йоркском Концертном зале Меркин в дуэте с пианистом Игорем Шочетамом, а также участвовал в исполнении великого Квартета Мессиана «До скончания века». В декабре 2008 года Найдик играл в Зале Занкел в концерте, посвященном 100-летнему юбилею Эллиота Картера, в рамках серии «Творя музыку» (Карнеги-Холл). Затем его можно было услышать в Ля-Джолла (Миннеаполис), и в Гринвиче, а потом в европейских и азиатских городах.

Изюминкой сезона 2007-2008 годов стали выступления Чарльза Найдика на Фестивальных консонансах с Квартетом «До скончания века» Оливье Мессиана, а также исполнение им собственного сочинения «Икар». Ноябрь того периода был целиком посвящен работе музыканта с новым оркестром «Лланера Филармоник» и его выступлениям с этим коллективом в Валенсии (Испания), и в Потсдаме (Германия), где он исполнил Интродукцию и Рондо Каприччиозо Сен-Санса, а также «Цыганские напевы» Сарасате в своих собственных аранжировках для кларнета и оркестра. Тогда Найдик также представил публике мировую премьеру Квинтета для кларнета и струнного квартета Ральфа Шейпея и американскую премьеру Квинтета Брамса (Опус 115) на кларнете Оттенштайнера (инструмент, который вдохновил Брамса на написание произведения) с Квартетом Джульярда в рамках серии концертов Сайденберга в Джульярдской Школе. Он выступал с Симфоническим оркестром Атланты со своей собственной интерпретацией оригинальной и очень сложной версии кларнетового концерта Копленда. Прочие его ангажементы были связаны с серией мастер-классов в Таме и Кита-Каруизава (Япония), и со звукозаписью «Искусство аранжировки» в Москве. Он также выступал в качестве дирижера Камерного оркестра Куинс Колледжа, представив произведения Гайдна, Моцарта и Бетховена в их исторических интерпретациях и много работал в составе Нью-Йоркского Квартета «Вудвинд».

В сезоне 2005-2006 годов Найдик участвовал в Международном фестивале камерной музыки в Схирмонниконге (Нидерланды) и на Пражском весеннем фестивале; играл с дирижером Робертом Крафтом и пианистом Робертом Левином в Карнеги-Холл; выступал с Симфоническим оркестром Уильямспорта (с Концертом для кларнета Моцарта), со Струнным квартетом Джульярдской Школы в Обществе камерной музыки Детройта и с Кэрол Винсенк в Зале Элис Тулли в Нью-Йорке под эгидой Наумбургского фонда. Он продолжал работать в качестве дирижера и солиста Камерного оркестра Куинс Колледжа.

Выступление музыканта на Музыкальном фестивале Сарасоты, где он исполнил Сонату для кларнета ми-бемоль Брамса, снискало такой отзыв Джона Флеминга, ведущего критика «Ст. Питерсбург Таймз»: «Найдик исполнил сонату в совершенно чарующей интерпретации, отличающейся незаметными переходами между верхними и нижними регистрами. Отдавшись музыке, он продемонстрировал потрясающую способность регулировать дыхание в длинных меланхоличных пассажах».

Найдик выступал в качестве приглашенного солиста во многих странах мира и добился успеха как дирижер. Он сотрудничал с самыми значимыми оркестрами и ансамблями: Королевским филармоническим оркестром Лондона, Амстердамским Концертгебау, Оркестром Гевандхаус Лейпцига, Государственным оркестром Галле, Камерным ансамблем «Орфей», Симфоническими оркестрами Санкт Луиса, Джексонвилля, Пасадены, Сан-Диего, Камерным оркестром Нью-Сити, со струнными квартетами Тафельмузик, Джульярдской Школы, Гварнери, Мендельсона, с Трио Пибоди.

Репертуар музыканта включает более 200 произведений для сольного исполнения, а также его собственные аранжировки вокальных и инструментальных сочинений. Выдающийся художник XX века, он играл опусы Милтона Баббита, Эллиотта Картера, Эдисона Денисова, Уильяма Шумана, Ральфа Шейпея, Джоана Тауэра, и других крупнейших современных композиторов.

Записи Найдика выпущены фирмами Chanos, Sony Classical, Sony Vivarte, Deutsche Grammophon, Musicmasters, Pantheon и Bridge labels. Его дискография включает произведения Моцарта, Бетховена, Вебера, Брамса, Россини, Данци, Рейка, Хуммеля, Картера, Куртага и еще множества авторов.

Он частый и желанный гость летних фестивалей: Музыкального фестиваля в Монреале (Канада), Фестиваля камерной музыки в Санта-Фе (США), Фестиваля Оджай (США), Международного фестиваля камерной музыки «Ля Мюзика» в Сарасоте (США), Фестиваля камерной музыки в Саратоге (США), Июньского музыкального фестиваля в Альбукерке (Португалия), Международного музыкального симпозиума Бреретона (Великобритания), Фестиваля Кухмо и Недели Круссел (Финляндия); Фестивалей Киришима и Лилия (Япония).

Помимо всего прочего Чарльз Найдик с давних пор является постоянным членом знаменитого камерного ансамбля «Орфей».

Найдик также широко известен своей просветительской деятельностью. В настоящее время он преподает на художественных факультетах Джульярдской Школы, Манхэттенской школы музыки, Музыкального колледжа Маннс и Куинс Колледжа. В течение академического периода 1994-1995 годов он был приглашенным преподавателем в Академии Сибелиуса в Финляндии, где, кроме того, вел активную дирижерскую и исполнительскую работу.